«Прыжок через акулу» (англ. Jumping the shark) — метафора, используемая американскими телевизионными критиками и фэнами с 1990-х годов, чтобы обозначить момент, когда телевизионный сериал проходит пик успешности. Как только шоу «прыгает через акулу», зрители чувствуют заметное снижение качества или понимают, что шоу претерпело слишком много изменений, потеряв исходное очарование и привлекательность. Фраза вошла в обиход благодаря Джону Хейну (англ. Jon Hein) и его вебсайту «jumptheshark.com». Она отсылает к моменту в телевизионном сериале «Happy Days», когда популярный персонаж Фонзи на водных лыжах буквально перепрыгивает через акулу.
Точки «прыжка через акулу» могут быть эпизодами, подобными описанному, когда зрители убеждаются, что шоу окончательно и бесповоротно ушло от своих истоков, или это может происходить из-за ухода или замены исполнителей одной из главных ролей или из-за исчезновения самих персонажей, или существенной смены окружающей обстановки. Обычно такие точки рассматриваются как отчаянные и безнадёжные попытки придать свежесть сериалу на фоне снижающегося рейтинга.
Определение распространилось и на другие сферы поп-культуры, включая киносериалы, эстрадных или драматических исполнителей или авторов, для которых значительные изменения стали началом пути к упадку. Эти изменения обычно предназначены для разжигания пропадающего интереса прежних поклонников с помощью черезчур резких формулировок или через повышенное внимание к сценам секса или жестокости. По мере роста популярности этой идиомы, она «обтесалась» до простого обозначения любого снижения качества какого-нибудь телевизионного сериала, без обязательного указания конкретного момента «прыжка через акулу».