В 1962 году один молодой ливанец рассказал профессору Яну Стивенсону странную историю. Оказывается, в родной деревне этого юноши живут дети, помнящие подробности своих предыдущих жизней. Рассказ был так жив и убедителен, что профессор решил посетить эту загадочную деревушку. Но прошло полтора года, пока он сумел приехать в Ливан. По приезде Стивенсон тут же отправился в Корнайел и познакомился там с мальчиком, Имадом Аль-Аваром, которому шел шестой год. Имад родился здесь, в Корнайеле, в 1958 году, и первыми словами, которые он выговорил, были "Джамили" и "Махмуд". Домочадцы удивились, никого из их родственников так не звали. Позднее мальчик начал часто упоминать какую-то Кхирби. Однажды двухлетний Имад увидел на дороге незнакомого мужчину и, кинувшись к путнику, начал его обнимать. Мужчина поинтересовался, знакомы ли они. Имад ответил, что да, они были соседями.
Оказалось, мужчина пришел из Кхирби, деревушки, расположенной в 30 километрах от Корнайеля, по ту сторону горного хребта. Подросший Имад часто рассказывал матери и сестрам о своей прошлой жизни в Кхирби, делился воспоминаниями о красоте Джамили. Однажды вспомнил о несчастном случае, когда близкому его родственнику, попавшему под колеса грузовика, раздробило ноги, и он скончался. Имад постоянно, просил родителей показать ему Кхирби. Стивенсон подолгу беседовал с малышом, опросил, чтобы собрать как можно больше информации, его родственников, и затем отправился через горный хребет в далекую деревню. Здесь он узнал, что в 1943 году грузовик сбил молодого человека из семьи Бугамзи, раздробил ему обе ноги, отчего тот и скончался. У этого юноши, Сайда, был двоюродный брат по имени Ибрагим, который примерно тогда же стал причиной шумного скандала - он открыто жил с любовницей, красивой девушкой по имени Джамили. Но в 1949 году в возрасте 25 лет Ибрагим скончался от туберкулеза. Последние шесть месяцев он был прикован к постели. Единственный, кто помогал ему, был его дядя Махмуд, отец Сайда. Дом, в котором умер Ибрагим, был в точности такой, каким его описал Имад. А человек, живший по соседству, оказался именно тем незнакомцем, которого обнял на улице двухлетний Имад. Стивенсон установил, что из 47 фактов, которые сообщил Имад о своей предыдущей жизни, 44 в точности соответствовали фактам из жизни Ибрагима Бугамзи. Тысяча раз "за"... История Имада Аль-Авара считается одной из самых убедительных из-за "чистоты условий", в которых происходило расследование. Стивенсон наткнулся на это дело совершенно случайно, прибыл в Корнайел инкогнито и приступил к сбору данных так быстро, что у заинтересованных лиц, если таковые имелись, не было времени организовать "представление". Более того, отца ребенка раздражала ма мысль о том, что его сын является чьей-то инкарнацией, и он категорически запрещал Имаду говорить о своей прошлой жизни. Всего за двадцать пять лет исследований профессор Стивенсон собрал более 1000 случаев, "указывающих на существование такого феномена, как реинкарнация". Сотни детей рассказали ему о событиях, произошедших до их появления на свет, и людях, почивших до их рождения. Нацистская пуля, залетевшая в Бразилию Данные, собранные Стивенсоном, говорят, что большей частью жизнь людей, о которых вспоминали дети, оборвалась преждевременно или насильственно. Конечно, это не означает, что перерождаются лишь погибшие насильственной смертью, однако люди, умершие естественной смертью в преклонном возрасте, не переносят ярких живых воспоминаний из одной жизни в другую. Похоже, что довольно часто при этом насильственная смерть оставляет глубокие следы не только в душе, но и на теле реинкарнированного - обычно именно там, куда пришлись смертельные раны, оборвавшие его предыдущую жизнь. Вот какой случай был описан учеными бразильского Института психических и биофизических исследований. Тина родилась неподалеку от Сан-Паулу и работает сейчас там же в одной из адвокатских контор. С самого раннего детства она знала, что в прошлой жизни жила во Франции и ее звали Алекс Барралу. Маму же, высокую, светловолосую, хорошо одетую женщину, звали Анжелой. Так что Тина еще совсем маленькой удивительно быстро научилась говорить по-французски. Она обожает все, что связано с Францией, и... яростно ненавидит немцев, потому что, как она утверждает, во время оккупации Франции^ ее застрелил из винтовки нацистский солдат. На груди и на спине у Тины имеются странные родовые отметины, напоминающие затянувшуюся рану от пули. Врачи считают, что точно такие следы могут остаться, если пуля войдет в грудь, пробьет навылет сердце и выйдет со спины. Семь романов воспоминаний Джоан Грант родилась в 1907 году в Англии. Когда она была маленькой девочкой, ее начали переполнять воспоминания о том, как она жила в далеких странах в незапамятные времена. Родители категорически запретили дочери говорить на эту тему, и Джоан послушно замолчала. До тех пор, пока уже взрослым человеком не съездила в Египет. Древняя земля вызвала в ней такую волну ярких воспоминаний о временах фараонов, что она записала все, о чем вспомнила, и получила, таким образом, огромное количество отрывочного материала. При поддержке мужапсихиатра Джоан, никогда не изучавшая историю и культуру Древнего Египта, по своим воспоминаниям написала книгу "Крылатый фараон", вышедшую в 1937 году. В ней Джоан рассказала о жизни Секеты, дочери египетского фараона, жившей 3000 лет назад. Ученые, критики и в особенности египтологи высоко оценили роман Джоан, отдав должное ее глубочайшим познаниям в области истории Древнего Египта. Но... при этом с большим сомнением отнеслись к заявлениям автора о том, что она и есть Секета. Затем вышли еще шесть исторических романов, которые для автора, по ее собственным словам, "являются ничем иным, как хрониками моих прошлых жизней". Упрямый народ скептики Мы взяли три случая, произошедшие в странах, где вера в перерождение не является традиционной, реинкарнация не входит в постулат веры - ни христианской, ни мусульманской. И потому феномен реинкарнации большей частью вызывает чувство недоверия. "Это обман! Выдумки!" - вот обычно первая реакция. Но в случае Имада-Ибрагима такая выдумка двухлетнего мальчика - это что-то еще более необъяснимое, чем реинкарнация. Некоторые склонны считать подобные случаи просто галлюцинациями. Но что это за удивительные галлюцинации, которые так точно угадывают действительность? Есть и другая версия: эти воспоминания о чужом прошлом люди, обладающие паранормальными способностями, считывают с мозга другого человека, в данном случае давно умершего. Во-первых, ни Имад, ни Тина, ни Джоан Грант ни в каких экстрасенсорных способностях "уличены" не были, никаких иных "сверхъестественных" знаний за собой не обнаруживали. Единственное их отличие от "нормальных" людей - "чужая" память. Во-вторых, сведения, полученные экстрасенсорно, обычно отрывочны, между собой не связаны, в то время как воспоминания перерожденных последовательны и выстроены в одну большую историю, в одну судьбу, они системны. И - скажите, пожалуйста! - как на феномен экстрасенсорного восприятия вы "спишете" родовые пятна? Такие, например, как "раны" на теле Тины? Жизнь - лишь ступенька... Индуисты же и буддисты обо всем экстрасенсорном знают гораздо больше нашего, к энергоинформационному полю как-то ближе и потому опровержениями не занимаются. Они просто верят, что поступки людей приводят в движение силу, или закон, известный как карт. Она-то и определяет судьбу человека в следующем рождении. Если душа несет на себе груз отрицательной кармы, приобретенной вследствие неправедных поступков в предыдущей жизни, всю предстоящую инкарнацию ей предстоит искупать прошлые грехи. Следовательно, человеческая жизнь - это всего лишь ступень в развитии души, которой предстоит многократно возвращаться на землю в телах разных людей, прежде чем она достигнет совершенства. Подобная духовная и религиозная концепция дает людям возможность смириться с тяготами повседневной жизни, которые не всегда кажутся справедливыми. Она готовит человека к достойной встрече с неизбежным, одновременно давая понять, что жизнь, какой бы несчастной и плохой ни была, всегда имеет смысл и предназначение. И, наконец, она вселяет в людей надежду на вечное существование. Вера обостряет чувства, инициирует тот или иной феномен. Оттого в Индии перерожденные не только часты, но они, случается, помнят всю череду своих воплощений, а не только последнее из них. Это может быть "гирлянда" чуть не в тысячу инкарнаций. Непойманное воспоминание Да, в наши постулаты веры реинкарнация не входит. Однако и с нами, почти с каждым, случается то, что по-французски называется "дежа вю" - "уже виденное". Это когда у человека возникает неожиданное и стойкое ощущение: он уже раньше был здесь, причем именно в той ситуации, в какой находится сейчас. Или - вы смотрите на картину, где изображен старинный каменный мостик через ручей неведомо где, купы деревьев над ним, и вдруг с тоской понимаете, что когда-то на этом самом мостике вы испытали самые счастливые минуты в своей жизни. Но в какой жизни? Некоторые исследователи связывают дежа вю с феноменом реинкарнации. Стало быть, перерожденные - мы все? Или почти все? Получается, так. Но лишь единицы из тысяч или даже миллионов сохраняют "память". Остальным, нам с вами, остаются лишь ее осколки, тень и блики. А вот дети (правда, тоже не все) "помнят" предыдущие жизни до определенного возраста. Так что если ваш трехлетний малыш спросит: "Мама, а где ты была, когда мы плыли среди льдов?" - не ломайте голову. Утешьтесь тем, что в Этой жизни вы оказались вместе, и это уже - великое счастье. Все равно эта жизнь всегда важнее.